Интеллектуальная собственность

 Согласно ст. 1225 ГК РФ интеллектуальная собственность — это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. По законам РФ, некоторые объекты могут регистрировать на себя только юрлица и ИП, а некоторые — и физлица.Авторское право применяется именно к произведениям, то есть, результатам творческой деятельности, которые являются оригинальными и выражены в какой-то реальной форме.Особенность авторского права в том, что оно неотчуждаемо и автоматически присваивается автору произведения. Авторское право действует до конца жизни автора и еще 70 лет после его смерти. Эти 70 лет отчисления за коммерческое использование произведений получают наследники автора. В течение этого срока они могут подать в суд на тех, кто нарушил права, и получить компенсацию. Только после истечения этого срока произведение становится народным достоянием. 

Виды авторских договоров:

• Договор отчуждения авторских прав, ст. 1285 ГК РФ 

• Лицензионный договор, ст. 1286 ГК РФ

 • Договор авторского заказа, ст. 1288 ГК РФ 

• Договор на создание произведения, ст. 1296 ГК РФ 

• Договор подряда, ст. 1297 ГК РФ и т.д. 

Порядок оформления описан в ст. 1255-1302 Гражданского кодекса РФ.Способы защиты интеллектуальной собственности:Патент (документ) закрепляет за автором право на объект интеллектуальной собственности, удостоверяет приоритет и исключительное право на объект. 

Документ оформляется на: 

• изобретения; 

 • полезные модели; 

 • промышленные образцы. 

 Порядок оформления описан в ст. 1345-1407 ГК РФ. 


 Средства индивидуализации - есть пять средств индивидуализации товаров и услуг: 

• товарный знак; 

 • коммерческое обозначение; 

 • фирменное наименование; 

 • наименование места происхождения товара и географические указания. 

 Права на коммерческое обозначение не регистрируются, а вот три остальных объекта зарегистрировать можно. Порядок оформления описан в ст. 1473-1541 ГК РФ. 

С 28 июня 2023 года исключительное право на товарные знаки могут регистрировать физлица в статусе самозанятых. Товарными знаками бывают разные виды обозначений: словесные, изобразительные, обонятельные, звуковые, объемные, их комбинации.

Фирменное наименование — это то название компании, которое вносится в ЕГРЮЛ и записано в учредительных документах организации. Это касается только коммерческих компаний, у НКО и ИП не может быть такого наименования.Наименование места происхождения товара — это название товара, которое относится к какой-либо географической точке. НМПТ могут закрепить за собой производители из конкретного региона, если от этой местности зависят определенные качества продукции благодаря природным или человеческим ресурсам.Географическое указание — это обозначение, благодаря которому покупатель понимает, где был произведен товар или из какого региона было взято сырье для производства продукта.Секреты производства («Ноу-хау»)Это сведения об оригинальных технологиях, знаниях, умениях и тому подобном, которые охраняются режимом коммерческой тайны. Эти секреты можно продавать или использовать для получения преимущества в конкурентной борьбе. 

Порядок оформления описан в ст. 1465-1472 ГК РФ. 


 Объекты смежных прав Права распространяются на деятельность, которая считается недостаточно творческой для того, чтобы для ее результатов действовало авторское право. В РФ оно регулируется ст. 1303-1312 Гражданского кодекса.

Читать дальше